Что делать и куда обращаться, если владелец земельного участка хочет разделить свой участок на два или более. Делается это для разных нужд: слишком маленький дом для огромного участка, часть которого обрабатывать невыгодно или его хотят купить соседи. Про наиболее подходящий размер участка можете почитать здесь. Причем разделить землю на зоны просто так не получится, не важно, многоконтурный это участок или нет. Эта процедура делается на основании решения суда и законодательных актах, а образованные новые участки должны отвечать всем имеющимся требованиям, которые установило правительство Российской Федерации. В этой статье Вы узнаете, можно ли разделить уже разделенные участки, как проходит процедура раздела, как сделать все грамотно и по закону.
Проведение кадастровых работ
Прежде, чем начинать разделять участок пополам или на большее количество частей, нужно договориться с кадастровым инженером. Он может быть как из самостоятельной организации, так и быть государственным лицом.
Во время установления новых границ Вашего участка обязательно либо Ваше личное присутствие, либо будущих владельцев, либо хозяина участка, деление которого будет происходить.
Если нет возможности пригласить этих людей, то присутствовать могут и доверенные лица, которых назначат вышеописанные люди.
После того, как инженер установит границы нового участка, он составит специальный межевой план, который будет временно помещен на хранение в электронную базу данных органа регистрации права. Данный пункт может быть прописан в договоре о выполнении всех кадастровых работ. Новые участки в будущем получат собственные кадастровые номера.
Составление соглашения о разделе исходного участка
Соглашение представляет собой обычное письменное заявление, которое подписывают все собственники земельного участка. Если у Вас будет желание, Вы можете попросить заверить соглашение у нотариуса.
Соглашение состоит из следующей информации:
- Адрес, по которому расположен участок, и его кадастровый номер;
- Все сведения о владельцах данного участка;
- Описывается форма раздела;
- Соглашение между собственниками о том, что они приняли решение разделить землю и согласны со всеми условиями, указанными в документе.
Если кто-то из собственников не доволен разделом (например, не устраивают размеры собственной доли) или его условиями и отказывается подписывать соглашение, то он может обратиться в районный или мировой суд с иском о правильном разделе. Суд должен находиться по месту нахождения самого земельного участка.
Присвоение адреса новому участку
После того, как Вы удачно поделили участок на 2 хозяина, а все собственники остались довольны и приняли свои новые доли, нужно перейти к следующему шагу, а именно к присвоению адреса.
Чтобы новому разделенному участку был присвоен новый, государственно закрепленный адрес, нужно отправиться либо в орган местного самоуправления, либо же в орган государственной власти.
Заявление с присвоением адреса доставляется:
- Лично Вами или через доверенных лиц и представителей;
- Через электронную почту;
- Через МФЦ или направляется в виде электронного письма через Единый портал гос.услуг.
В течение восемнадцати календарных дней, отсчитывая от момента подачи самого заявления на это, участку присваивается новый адрес. В течение этого же времени заявитель может получить отказ в случае каких-либо проблем с документацией.
Читайте также: Как объединить несколько участков в один
Официальное закрепление участка в реестре
Когда происходит раздел земли, одновременно с этим процессом происходят снятие с кадастрового учета и прекращение прав собственности на изначальный участок, регистрация права и кадастровый учет на только что образованные участки.
Для того чтобы Ваши новые части земли были официально внесены в реестр, необходимо представить следующий перечень необходимых документов в подразделение Росреестра:
- Решение, по которому присваиваются новые адреса;
- Документ, который удостоверяет личность;
- Соглашение всех собственников или постановление суда о разделе земельных участков;
- Заявление, в котором зарегистрировано право на участок и указан кадастровый учет на новые участки;
- Если пришел представитель собственника или доверенное лицо, нужно представить документ с подписью собственника, который будет подтверждать личность представителя или доверенного лица.
После оформления всех документов нужно узнать, сколько стоит госпошлина и заплатить ее, чтобы зарегистрировать право на новые участки. Сами же документы можно подавать любым из описанных ниже способов:
- Прийти лично (или отправить представителя или доверенное лицо) в отделение МФЦ или Росреестра;
- Отправить Почтой России все документы со стоимостью посылки при ее пересылке обратно;
- Отправить все документы в электронном виде.
Документ о том, что госпошлины была уплачена, представлять нет необходимости. Заявитель сам решает, делать ему это или нет. Однако если такого документа не будет, все документы о разделе земли и с ними прилагаемые будут возвращены обратно в течение пяти календарных дней, отсчитывая от момента их подачи в соответствующие органы.
Получение документов на участок
Официальное подтверждение того, что земля была разделена правильно, наступает в течение десяти календарных дней, отсчитывая от момента подачи всех необходимых для этого документов. Если для этого Вы использовали органы МФЦ, то тогда срок рассмотрения Вашего дела займет до двенадцати дней.
Вас об этом уведомят либо лично, либо через электронную почту. Документы, которые Вы получите, будут удостоверены выпиской из ЕГРН.